Первый чугунный мост – мировое историческое наследие

Первый чугунный мост – мировое историческое наследие

Строительство чугунного моста знаменовало начало новой эпохи в мостостроении, когда в строительстве металл полностью заменил камень и дерево.

Использование камня и дерева в строительстве мостов не позволяло делать высокие пролёты, под которыми могли бы проплывать корабли. Возведение моста через реку означало прекращение судоходства по ней.

Ситуация в корне изменилась, когда в строительстве мостов начали использовать металл, позволяющий делать вышину пролёта пригодную для судоходства.

Первый чугунный мост был построен в Англии, близь города Колбруксдейл и пересекал реку Северн.

Как строили первый чугунный мост?Первый чугунный мост – мировое историческое наследие

В 1773 году архитектор Томас Притчард презентовал сталепромышленнику Джону Уилкнсону идею строительства моста, целиком сделанного из чугуна.

Джон был человеком буквально влюблённым в металл, на столько, что имел прозвище Iron Mad (свихнувшейся на железе). Неудивительно, что идея возвести цельночугунный мост привела Уилкенсона в восторг.

Сталепромышленник подключил к этому проекту своего партнёра Джона Дерби, занимающегося литьём чугуна. Вот так началось строительство первого в мировой истории чугунного моста.

Партнёры на столько были воодушевлены идеей, что даже смерть архитектора Притчарда не остановила строительство. Исторические архивы свидетельствуют, что из проекта Томаса Притчарда был взят лишь внешний вид моста, а вот конструктивные особенности были разработаны инженерами мистера Дерби.

В 1777 году были отлиты первые чугунный детали, перекрытия и центральные арки. Каждая деталь отливалась отдельно и монтировалась уже на месте. В конструкции моста использовалось 12 типов деталей, количество которых составляло 800 штук.

Для крепления использовался старый плотницкий способ – «на заклёпки». И только арки в верхних точках соединялись болтами. Вес моста составляет 384 тонны, длина пролёта 34 метра.

Мост был достроен в 1779 году, а в 1881 году, после установки подъездных путей был открыт для всеобщего пользования.

Касаемо финансирования строительства есть два мнения. Одно свидетельствует о том, что Дербе был вынужден залезть в огромные долги, чтобы достроить мост, с которыми так и не расплатился. По другому мнению, ссуду он действительно был вынужден взять, но завершение проекта способствовало заключению множества новых контрактов по строительству чугунных мостов по всей Англии, что с лихвой перекрыло долг.

Почему до 1779 года в строительстве мостов не использовали чугун?

Использование металла в строительстве было слишком дорогим и не оправдывало расходы. Ситуация в корне изменилась с появлением доменных печей, которые позволяли лить чугун сравнительно быстро и в больших количествах.

Рядом с местом строительства первого чугунного моста находились доменные печи одного из руководителей проекта Джона Уилкнсона.

Первый чугунный мост сегодняПервый чугунный мост – мировое историческое наследие

Сегодня первый чугунный мост – это исторический объект причисленный к всемирным достояниям Юнеско. Движение транспорта по мосту запрещено он предназначен только для пешеходов.

Рядом с мостом появился городок название которого дословно переводится «Чугунный мост»

С появление первого чугунного моста в Англии чугунные конструкции начали возводиться по всему миру в том числе и в России (О первых чугунных мостах в России можно прочитать в материале “Чугунные мосты Санкт-Петербурга”).


В материале использовалась информация и фотографии с сайтов: